Некогда Федор Васильев, остро сознававший неразрывность нравственного чувства человека с пониманием природы, писал Крамскому: «Если написать картину, состоящую из одного этого глубокого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замы сел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет отложен и покажется во всей своей безобразной наготе... Я верю в это, и потому прав, и никакие доводы не заставят меня думать иначе».
Эти устремленные к идеалу искусства мечты художника России, в чьем гении словно воплотилась юность ее передового демократического художества, получили подтверждение и углубление в творчестве русских пейзажистов дореволюционной поры и советских мастеров пейзажа. Их искусство не только отражало мир, окружающий нового человека, но и конструировало этого человека, постигая его. Среди современных молодых последователей этой возвышенной традиции отечественного пейзажного искусства – традиции духовности, глубокой контактности с чувствами, переживаниями человека, может быть названо имя ростовчанина Валерия Кульченко, чьи работы на двух недавних больших молодежных вы ставках, проходивши в Центральном выставочном зале, были удостоены дипломов Министерства культуры СССР, ЦК ВЛКСМ и Союза художников СССР. Картины его запоминались стремлением к глубине образа, лиризмом, живописной найденностью при сдержанной цветовой гамме. Чаще всего то были градации серого цвета, в составе которого постепенно выявлялись обогащающие цвета, как бы поглощенные общим тонам, – то тонущая, растворяемая в черноте ночи, загустевшая синева вечернего неба, то вкрадчиво-приглушенная, смешивающаяся с ней блекло-теплая зелень степных трав. Высмотренность, правда живописного строя и предопределили притягательную способность неброских холстов. Кульченко словно 6ы улавливает живые запахи, звуки. Тихие шорохи в уснувшей степи, стрекот, дыхание остывающей земли, едва ощутимая горечь дымка от невидимого костра – «Вечер в степи. Пастухи». Это, пожалуй, наиболее значительная работа художника, где отчетливо «зарегистрированы» особенности, крепнущие сильные стороны его живописного дарования. Стремление к продуманной тонкости живописного решения, органичная, найденная пластика холста, его выявляемые все более определенно и верно ритм, пространственная и цветовая организация при умении почувствовать и передать не зафиксированное, а как бы уплывающее состояние природы, на которое душа человека отзывается звучанием потаенных чувств. Приметно здесь и пристальное, подробное внимание к жизни света, который, не заполняя, не захлестывая картину, струится в глубине ее живописной фактуры. Так высвечивается форма предметов, передавая выразительность ее бытия в пространстве, среде, зовя человека прислушаться к себе и миру, помогая художнику в достижении главного - контакта со зрителем-современником, невозможному без такого скрытого, но властного резонанса. Кульченко сам четко это формулирует: «Холст должен завораживать, не превращаясь при этом в загадку, ребус, не способные апеллировать к духовному в человеке; должна возникать тайна холста. Он должен иметь жизнь внутреннюю». Как мы понимаем – речь идет о тайне, причастной чувствам человека и возникающей ради выражения их. Движение к этому интересно прослеживается в вариантах «Пастухов» – от первоначального светло-холодного, весеннего, к ясно‑открытому, цветному, летнему, до сумеречно-осеннего, сложного по настроению. Много значит и небо в картинах Кульченко для создания этого настроения – в общем аккорде отражения состояния природы, в сотворении живописью звука, откликающегося в человеке. «Небо голубое, – говорит художник. – Да! Но ведь вдуматься – небо это окно в космос, в бесконечность и – их частица, сопричастная нам, начало нашего пути в нее. Поэтому цвет здесь должен иметь несколько «этажей» в глубину». Именно с этой целью, например, низкое небо над ночной степью с отарами и пастухами как бы стремился соприкоснуться с беспредельностью пространства. Оно продолжается за верхним краем холста сочетаниями темно-синего, пепельно-оливкового, холодно-серого, сложными, несколькими тревожащими сопоставлениями отчетливых, более темных густых и просветленных, открывающих глубину пятен. Для этого полоса неба будто круглится, тоже уходя за край картины и оставив в ней посредниками между землей и дальними мирами летучие облака, следящие за работой речного катерка – человечьей нашей работой! – и с нею соизмеряя и свою скорость – «Пейзаж с катером». Небо опрокинуто в разливы реки, расцвечивая ее тика плещущее зеркало калейдоскопом бликов лазури, синевы, смешивающихся с золотисто-багрово-зеленым отражением осеннего наряда земли. Все это заключено в раму широкого окна, объединяя жилье человека, Вселенную и природу, – «Осенняя мастерская».
Эта работа – характерный для творчества Кульченко симбиоз пейзажа, интерьера и натюрморта, дополняющих друг друга, предстающих более емкой художественной формой. Бытие человека теперь продолжено в природе, которой в общем строе художественного образа отведен благодарный труд - поэтичнее и точнее выражать думы, радости, замыслы, заботы человека, неохватность его горизонтов. Наиболее интересная, глубокая по настроению работа этого плана – «Окно в Гурзуфе» - была показана на обеих названных молодежных выставках. Холст, собравший градации приглушенного, уведенного в глубину или высветленного синего, убедительно проиллюстрировал определенную живописную позицию автора: «Цвет – не краска предмета, а философия, внутренне звучащая. Работа над цветом – самое для меня ответственное и самое трудное».
Композиционно картина четко поделена на три части, что помогает более последовательному, полному прочтению изображенного. Слева две сидящие на балконе дома чеховского времени чайки словно зовут мечтаю в те светлые дали, образ которых душа наша бережет с детства. Кипарисы в центре стоят символом Крыма и силуэтом вечности, бессмертия... Справа выделяется ярким бликом, сфокусировавшим таинственное свечение моря, графин с водой на венском гнутом столике, родня в единой конструкции, живописной структуре большую и малую формы, мир природы и причастное человеческому быту, из которого здесь главное – стены, бывшие свидетелями прекрасной и печальной жизни таланта. В варианте, возникшем по первому впечатлению, картина была светлой, дневной, однако по мере осознания автором задуманного, кристаллизации замысла, краски набирали сумеречности, тишины, несуетности и пейзаж за окном крепче связывал живописный образ с грустными мудрым миром чеховских ассоциаций, которыми был взволнован и захвачен художник. Молчаливо-мелодичная синева морского вечера зазвучала нотой реквиема, памяти-печали о великом писателе.
Чехов, Бунин, Шолохов, Блок, Хлебников. Их творчество, их образы помогают художнику искать и находить собственную мелодику рассказа о южной земле России, о степи. Много ездит Кульченко и по древним русским городам, сказочно-добрая и величавая архитектура которых будто живою плотью истории дополняет открываемое ему искусством замечательных художников. Рублев, Дионисий, Венецианов, Сорока, Васильев, Саврасов, Левитан, Павел Кузнецов, Древин... «Вершины, которые волнуют всегда, – говорит художник и продолжает: – Рембрандт, Тициан, Веласкес...»
Точности осознания своих возможностей, натиску требовательности к себе конкретно и более всего учит художника работа рядом со сверстниками, ровесниками, современниками, товарищами по искусству на творческих дачах Союза художников СССР. Там началось дисциплинирующее стремление к монохромности, там, достигнув предела, обнаружило свою преграждающую поиск узость плоскостное построение холста. Там углублялась понимание образности. «Самое трудное, – говорит Кульченко, – обобщать, не перегружать вещи. А как не просто бывает порою выбросить какую-то деталь, хотя жертвовать красивыми местами, случайностями приходится довольно часто. С другой стороны, выбрасывая, легко вы холостить вещь. И нужно найти золотую середину между натурой и образным строем». В настоящее время недавняя тенденция к цветовой ограниченности, обусловленная, конечно, более всего поисками индивидуального живописного ключа, адекватно близкого мировосприятию, творческому и душевному складу художника, целенаправленно сменяется в живописи Кульченко большей цветностью, четко, однако, ограниченной палитрой земляных красок. Живописец серьезно занят при этом задачами чистого ремесла, озабочен не одной живописной выразительностью своих работ, но и прочностью красочного слоя. Задачи грунтовки, совместимости красок решаются им, явившись определенной частью работы при создании картин, датированных 1977 годом, – «Гроза на Дону», «Донская станица», «Степь. Вечер».
Эти же работы четко выявили и то, уже ранее намечавшееся, обстоятельство, что все отчетливее становилась главной тема родного Дона, оформившая для себя и особенную красочную палитру. Художник говорит: «Донская тема становится для меня все более важной. Тот мир, в котором я родился и который меня окружает, мне особенно близок, понятен, а еще и внутренне прочно связан с тем, что мне хотелось бы рассказать в своих картинах. Я не вижу контакта со зрителем вне пейзажа.
Поэтому мир донских степей, речных: разливов, жизни наших станиц я и стремлюсь донести до зрителя, как можно меньше растеряв по пути. Я родился как человек и художник среди верб, Дона, терна, балок, полыни, затонов. И все это волнует меня, полно для меня смысла и содержания. И мое убеждение, что, только любя мир, в котором живешь, можно быть человеком. И – полноценным художником».
Да, не простой это путь – от сердца и мыслей художника, от первой искры вдохновенья до образа, до картины.
В тишине, словно бы все густеющем покое золотисто-лилового вечера, в сложном свеченье излюбленных художником сумерек (на этом холсте – сияюще-ранних, еще захвативших закат) медленно, размеренно-торжественно идет стадо. Мечтательно проплывает девчоночья фигурка. Ряды по-нынешнему добротных каменных кат за высокими заборами на заднем плане, отгораживая пространство картины от бескрайнего, ветрам подвластного степного простора, творят особенный, прочный уют, наполняют картину настроением отдохновенья после горячего трудового дня. Тем особенным вечерним сельским настроением, что так радует усталого человека предчувствием встречи с близкими, неспешной доброй домашней беседы, когда всем жаждется излиться, поделившись всем, что накопила за день, душа. Так картина, по-кульченковски, постепенно раскрывает главное в себе – подтекст, настраивающий зрителя на душевное сопереживание. А оно рождено тем, что все изображенное стремилась соприкоснуться с внутренним в человеке, а через это - проникнуться ощущением извечности, беспредельности, мудрой повторяемости бытия. В «Грозе на Дону» продолжено читавшееся в «Пейзаже с катером» сотрудничество человека и природы. Там маленький катерок у подножия сотворенных стихиями мироздания утесов, будто под надзором любознательных облаков, делал на речной дороге малую и нужную работу. Здесь такой же неторопливый трудяга-катер возникает из-за песчаных отвалов, будто соединяя - сравнивая работу людей на ближнем, вздыбленном, отстраиваемом берегу речного затона с извечным трудом природы, орошающей теплым ливнем зеленые холмы другого, дальнего берега.
И все же при всей прочитываемости образа, именно в связи с этой работой нужно заметить, что отнюдь не все одинаково удачно в творчестве молодого ростовского художника. Мы проследили в основном позитивные тенденции, но можно было говорить и о непрочности, недостаточной сконцентрированности композиции в отдельных работах, об ошибках в решении переднего плана (быть может, этим и объясняется большая удачливость «симбиозных» вещей, где первый план представляет собой небольшой фрагмент интерьера, легче выстраиваемый, живописно решаемый как бы отдельно, упрощенно). Отсюда неизбежны и общие нарушения цветовой гармонии картины. Но в целом перед нами художник, безусловно интересный, имеющий что сказать о жизни и для этого не боящийся ставить задачи подлинной образности и обдуманно, увлеченно, серьезно и добросовестно стремящийся их решать. Последние работы В. Кульченко, подошедшего к поре зрелости, определенно говорят, что направленность его поисков, вся обдуманная, терпеливо и планомерно организуемая живописная лаборатория воплощается ради овладения главной и любимой темой – красоты родного края, кровной, ненарушимой связи душевного строя человека с благословенным миром природы, родной земли, труда на ней, вознаграждаемого духовной наполненностью, счастьем.
Эльвира Попова
Советская живопись
‘76/77
|